Вопрос об эвтаназии животных в исламе является довольно спорным и неоднозначным. С одной стороны, ислам учит нас проявлять милосердие и сострадание ко всем живым существам. Многие аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) указывают на необходимость заботы и защиты животных. Например, в одном из хадисов говорится: “Воистину, за каждое влажное существо есть награда” (Бухари).
С другой стороны, некоторые исламские богословы считают, что эвтаназия животных противоречит исламским принципам, поскольку лишение жизни – прерогатива только Аллаха. Они полагают, что человек не имеет права решать, когда животное должно умереть, даже если оно тяжело больно и страдает.
В последние годы некоторые современные исламские богословы издали фетвы (религиозно-правовые заключения), разрешающие эвтаназию животного в исключительных случаях. Например, Международная исламская фетвальная организация (IIFA) в 2015 году постановила, что “эвтаназия домашних животных, страдающих от неизлечимых болезней, дозволена, если это является актом милосердия и сострадания”.
Аналогичные фетвы были выпущены Советом старших ученых Саудовской Аравии и Организацией исламского сотрудничества. Эти авторитетные заключения основываются на принципе “предотвращения вреда”, который является одним из ключевых в исламском праве.
Ислам учит проявлять милость и сострадание ко всем живым существам, включая собак и кошек. Согласно хадисам, Пророк Мухаммад неоднократно осуждал жестокость по отношению к четвероногим и призывал мусульман относиться к ним с добротой и заботой.
В одном из хадисов сообщается, что однажды Пророк увидел, как женщина заперла кошку без еды и воды, и строго осудил ее за это, назвав такое обращение с животным грехом. В другом хадисе Пророк предостерегал, что человек, убивший кошку без веской причины, будет наказан в Судный день. Он также повелел мусульманам оказывать помощь жаждущим и голодным питомцем, утолять их жажду и кормить.
Подобные наставления Пророка Мухаммада свидетельствуют о том, что Ислам категорически запрещает жестокость по отношению к животным и призывает мусульман проявлять милосердие даже к самым малым тварям. Убийство или причинение вреда животному без необходимости, такой как употребление его в пищу, защита от опасности или лечение, считается грехом. Более того, Ислам учит, что доброе отношение к питомцам будет вознаграждено Всевышним в Судный день.
В исламе вопрос об умерщвлении животных рассматривается крайне серьезно и неоднозначно. С одной стороны, Коран и хадисы категорически запрещают бесцельное убийство любых живых существ. Однако в ряде случаев мусульманское право (шариат) допускает умерщвление питомцев при соблюдении определенных условий.
Главным условием является необходимость. Так, убийство четвероногих допустимо, если оно предназначено для употребления в пищу. Мусульманам предписывается соблюдать правила халяльного убоя, когда убийство производится быстро и безболезненно с упоминанием имени Аллаха. Кроме того, ислам разрешает умерщвление питомцев, если оно неизлечимо больно и испытывает сильные страдания. В этом случае убийство рассматривается как акт сострадания, призванный прекратить мучения живого существа.
Важно также, чтобы убийство животного не было совершено напрасно, из хулиганских или развлекательных побуждений. Любое необоснованное умерщвление живого существа считается грехом в исламе. Таким образом, шариат допускает умерщвление животных лишь в крайних случаях, когда это необходимо для пропитания или прекращения их мучений, но категорически запрещает любую жестокость или бессмысленное убийство.
Согласно учениям ряда ведущих исламских правоведов, усыпление животных является строго запрещенным в исламе. В частности, богословы, придерживающиеся шафиитского и ханбалитского мазхабов, единогласно считают, что эвтаназия животных недопустима, так как представляет собой убийство без уважительной на то причины.
Сторонники данной позиции опираются на хадисы Пророка Мухаммада, в которых осуждается причинение вреда живым существам. Так, в одном из достоверных преданий сообщается, что Пророк проклял тех, кто лишает жизни кошек и других питомцев. Подобные высказывания Пророка указывают на безусловный запрет на какие-либо действия, ведущие к умерщвлению питомцев.
Более того, богословы, запрещающие эвтаназию, подчеркивают, что жизнь всех живых существ является священной, и лишь Всевышний Аллах, Творец всего сущего, имеет право распоряжаться ею. Следовательно, человек не вправе самовольно лишать жизни животное, даже если это делается якобы из жалости или сострадания. Такие действия рассматриваются как вмешательство в Божественную прерогативу и посягательство на Его исключительное право властвовать над жизнью и смертью.
С точки зрения некоторых исламских школ богословской мысли, усыпление животных может быть разрешено при определенных обстоятельствах. В частности, в ханафитском и маликитском мазхабах существует мнение, что усыпление дозволено, если это является единственным способом избавить животное от страданий.
Один из авторитетных богословов, шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усэймин, в своей фетве разрешил усыплять безнадежно больных животных. Он мотивировал это тем, что в таких случаях продолжение жизни питомца будет означать лишь бессмысленные страдания, а его усыпление является проявлением милосердия. Кроме того, шейх аль-Усэймин отметил, что усыпление может быть оправдано, если это позволит сэкономить средства, которые иначе пришлось бы тратить на содержание и лечение тяжелобольного животного. При этом он подчеркнул, что должен применяться безболезненный метод, чтобы свести к минимуму страдания животного.
Таким образом, с точки зрения ханафитского и маликитского мазхабов, усыпление животных может быть разрешено, если оно является актом милосердия, избавляющим их от мучений, и при условии использования гуманных методов. Это мнение, подкрепленное авторитетной фетвой шейха аль-Усэймина, дает основание для допустимости усыпления в ограниченных случаях.
Вопрос допустимости эвтаназии животных в исламе остается предметом активных дискуссий среди мусульманских богословов и ученых. Несмотря на отсутствие единого, однозначного ответа, можно сделать ряд выводов и рекомендаций на основании анализа существующих мнений и фетв (религиозно-правовых заключений).
В целом, большинство исламских ученых сходятся во мнении, что умерщвление питомцев без веской причины (например, ради развлечения или по прихоти) является недопустимым с точки зрения исламского законодательства. Однако, при наличии серьезных оснований, таких как неизлечимая болезнь животного, несущая ему страдания, или угроза жизни и здоровью людей, усыпление может быть дозволено как проявление сострадания и милосердия.
Так, ряд авторитетных исламских богословов, опираясь на священные тексты и традиции пророка Мухаммада, выносили фетвы, разрешающие эвтаназию в подобных случаях. Тем не менее, необходимо заручиться мнением квалифицированного религиозного специалиста, который сможет оценить конкретные обстоятельства и вынести соответствующее решение.
В целом, можно заключить, что вопрос допустимости эвтаназии животных в исламе является сложным и неоднозначным, требующим тщательного изучения и взвешенного подхода. Мусульманам следует руководствоваться принципами милосердия, сострадания и уважения к жизни при принятии решений в этой области.
Автор статьи:
Ведущий ветеринар МосВетЦентр
Андрей Лайкин